Главная страница » Безопасность » Сберечь здоровье зарулём
 

Как за рулём сберечь здоровье?

По словам медиков, множество профессиональных болезней водителей связаны с неудобным расположением за рулем, недостатком физической активности и непрерывным напряжением.

Многие из нас каждодневно проводят за рулем по несколько часов и не представляют себе жизни без автомобиля. Но и любителей, и специалистов подстерегает целый букет водительских болезней и недомоганий. И если новички не придают предупреждениям медиков никакого значения, то с каждым годом стажа водители начинают всё внимательнее относиться к своему здоровью.

"Автопрага" пробует разобраться, насколько серьезны опасности здоровью водителей и есть ли методы снизить либо даже исключить риск становления "профессиональных" заболеваний.

Несмешные болезни

"В первую очередь у водителей из-за вынужденной позы повышены нагрузки на позвоночник. Так что особенно частые заболевания - это радикулит и остеохондроз, - предупреждает Алексей Коваленко, доктор-терапевт медицинской комиссии "АльфаМед". - Также крайне распространены болезни, вызванные застоем крови в области малого таза. Для профессиональных водителей, работающих полной рабочий день на общественном и грузовом транспорте, настоящей проблемой является геморрой. Может, у кого-то это слово и вызывает улыбку, но только не у тех, кто познал такую болезнь".

Из-за частых сквозняков либо работающего кондиционера у водителей зачастую отмечается воспаление мышц шеи и груди (миозит), которые сопровождаются болевыми ощущениями и мышечной слабостью и могут надолго лишить человека работоспособности.

"Как ни необычно, у водителей и офисных работников зачастую бывает схожий комплект недугов, общим поводом которых является сидячий образ жизни - это гипертония и варикозное растяжение вен, - добавляет Ирина Ковалеренко, исполнительный директор медицинского центра "Гиппократ". - Страдает у водителей и зрение. Да и нервная система в современном темпе движения оказывается очень уязвимой. Многочисленные раздоры на дорогах, выбросы агрессии - это тому доказательство".

Профилактика нам поможет?

Медики считают, что предотвратить отрицательные результаты длинного времяпровождения за рулем возможно, если освоить несложные комплексы упражнений.

"Очень рекомендую водителям делать после поездок несложный комплекс из пяти упражнений, называемых "пять тибетских жемчужин", - советует Алексей Коваленко. - Все их перечислять нет смысла, они доступны на многих интернет-порталах, приведу пример лишь одного. Встаем прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Дальше начинаем вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока не возникнет чувство легкого головокружения. Направление вращения - по часовой стрелке. Начинать следует с 3-4 оборотов, максимально - 21 оборот. Поверьте, "пять жемчужин" подлинно работают!"

Практически у всех водителей есть вероятность обнаружить время для релаксации в обеденный перерыв, позже приезда домой либо после рабочего дня.

"Несложная зарядка - отличная профилактическая мера. Не только разгонит кровь, но и приведет тело и мысли в тонус, сосредоточит реакцию. На мой взгляд, довольно результативны отжимания от пола - будет положительный результат и на спину, и на ноги", - делится навыком Денис Добролинский, мастер автотюнинга ООО "СТО".

Увы, как и многим другим пригодным советам, рекомендациям делать регулярные зарядки удается следовать совсем не постоянно.

"К сожалению, давать рекомендации о периодическом выходе из автомобиля и проведении комплекса упражнений в настоящее время бессмысленно. Вряд ли кто-то это будет делать, скажем, в ползущей пробке на Кутузовском проспекте", - считает Алексей Коваленко.

Жесткосткое против мягкого

В тяжелом режиме многочасовой езды облегчить расположение водителя может правильно сконструированное и отрегулированное кресло.

"Чем жестче и прямее сиденье водителя, тем лучше, - извещает Денис Добролинский ("СТО").- Оно должно быть анатомической формы с удобной и в то же время довольной для фиксации водителя боковой и поясничной поддержкой, высокой спинкой и подголовником. Весьма значим широкий диапазон регулировок, дозволяющих выбрать комфортное положение водителям всякого роста и комплекции".

"В настоящее время доказано, что шофер устает поменьше, если кресла не мягкие, а жёсткие, так называемые "немецкие" и "европейские", - сообщил Дмитрий Балобаев, начальник отдела продаж дилерского центра "Автопрага". - Во всех новейших автомобилях, в том числе и у SКОDА, на передних креслах водителя и пассажира есть несколько основных регулировок. Насущная обязательность - наличие регулируемого поясничного упора. Во время движения такая поддержка разгружает позвоночник, и спина поменьше устает. В ряде моделей с электроприводом сидений поясничную поддержку можно подгонять под анатомические особенности водителя".

Конечно, наилучшее кресло - сделанное на заказ, по слепку тела водителя. Но это идеал, доступный только гонщикам "Формулы-1" и космонавтам. На практике же многие автовладельцы, намучавшись в стандартных сиденьях (это касается в первую очередь крепко устаревших иномарок и отечественных машин), выкладывают немалые суммы, дабы заменить их на огромнее комфортные и физиологичные разработки от таких знаменитых производителей, как Rесаrо либо Sраrсо, либо менее знаменитых, но более доступных брендов.

"К классному быстро привыкаешь. Исключительно ясно чувствуешь прогресс в области эргономики водительского места, когда пересаживаешься с вазовской "классики" в новую иномарку. Удобство и удобство несравнимы", - говорит Ирина Ковалеренко.

Дыхание и массаж для "пятой точки"

Эта часть спины служит неиссякаемым источником шуток, но если серьезно, то здоровье водителя во многом зависит от ее воздушно-температурного режима. Зимой сиденье должно быть заранее подогрето, а в жару необходимо каким-то образом обеспечить проветривание спины, поясницы и "пятой точки".

"На большинстве новейших импортных автомобилей подогрев передних сидений идет как базовая "опция", - считает Дмитрий Балобаев . - Впрочем увлекаться непомерным разогревом не стоит. Мы рекомендуеи включать подогрев сидений только на время прогрева автомобиля. А вот вентиляция сидений - это новинка. Она появилась около года назад на автомобилях SКОDА Suреrb с кожаным салоном. Вентиляция сидений - это очень гигиеничная функция, исключительно если учесть, что с этой задачей стандартный климат-контроль не справляется".

Тем не менее, всякий водитель может улучшить вентиляцию спины, поясницы и нижеприлежащей области с помощью недорогих накладок из деревянных роликов, соломки и схожих природных материалов.

"Подогрев и вентиляция сидений в перспективе должны стать нормой для всего автомобиля. К этим функциям я отношусь только правильно", - резюмирует Денис Добролинский.

Некоторые автомобили в топовых комплектациях оснащаются встроенными в сиденья массажерами. Помимо того, в продаже имеются массажные накладки на сиденья, подключаемые к бортовой сети автомобиля. Рабочими "массажными элементами" служат, как правило, электромоторы с эксцентриками либо соленоиды. Они обрабатывают спину словно маленькими молоточками и переключаются по разным программам. Мышечное напряжение ослабевает, в областях массажа возобновляется нормальный кровоток. Впрочем специалисты рекомендуют применять такие массажеры только в спокойной дорожной атмосфере, от того что они обладают определенным отвлекающим результатом и могут несколько снижать реакцию водителя в экстренных обстоятельствах.

Впрочем, многие водители до сего времени сомневаются в эффективности таких устройств.

"При каждому текущем разнообразии массажеров я вовсе не уверен, что они помогают, - считает таксист Руслан Аникин, шофер с 30-летним стажем. - Отличнее через любые 100 км останавливаться, выходить из машины, разминать ноги и спину".

Глаз да глаз

Острота зрения, угол обзора и быстродействие глаз непосредственно отвечают за безопасность водителя и "соседей" по полосе.

"Глаза водителя довольно мощно страдают от непрерывного напряжения за рулем, больше всего в темное время суток, - констатирует Ирина Ковалеренко. - Но и в ясный день глаза устают не меньше - недаром в жару число ДТП возрастает".

Один из вариантов охраны от слепящего солнца - затонированная полоса вверху лобового стекла. Хотя ПДД воспрещают водителям тонирование лобового и передних боковых стекол, эту полоску шириной до 15 см нанести разрешено. Многие автомобильные стекла теснее имеют защиту от ультрафиолетовых лучей, что дополнительно охраняет и глаза, и тело водителя от избыточного нагрева в жаркий солнечный день.

"Атермальное тонирование стекол автомобиля - вещь, нужная не только в жарких странах, но и в средней полосе России. Как известно, летом в нашей стране +40-450С - совсем не предел, - рассуждает Дмитрий Балобаев . - На многих автомобилях SКОDА применяется специальная спецтехнология тонировки SUNSЕТ, представляющая собой толстое стекло с некоторыми добавками. Это полностью исключает проникновение в салон ультрафиолетовых лучей и соответственно нагрев внутреннего пространства салона. Водители довольно приятно отзываются о такой тонировке - чай кондиционер приходится включать гораздо реже".

Тем не менее, летом многие водители выбирают добавочно защищаться от ясных лучей с подмогой затемненных очков. Особенно они актуальны в утренние и вечерние часы, когда от низкого солнца не спасает тонирование. Рекомендуется выбирать стекла с серым, желтым, зеленым либо каштановым оттенком. Такие очки обеспечивают приемлемую цветопередачу и повышают контрастность изображения в различие от аналогов с розовым либо голубым оттенком.

Еще одна разновидность очков, разработанных для водителя, - так называемые "антифары". Они задерживают ультрафиолетовые лучи и увеличивают контрастность в плохую погоду, а также снижают результат ослепления фарами встречного автомобиля, следственно в отличие от обыкновенных солнцезащитных очков рекомендуются для вождения в темное время суток. Результативность их оценивается неоднозначно. Для кого-то они - незаменимый признак ночных разъездов, другим они кажутся ничем не лучше обыкновенных солнцезащитных очков.

Верим, что в дискуссии экспертов нам удалось обозначить потенциальные угрозы для здоровья водителей и пути их профилактики. Комфортное кресло, разумная физическая нагрузка и, разумеется, регулярные медосмотры помогут еще в зачатке выявить и ликвидировать все отрицательные признаки. Главное - не закрывать глаза на возможные опасности своему здоровью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *